В интернете существует много схем мошенничества, которые позволяют выманивать у копирайтеров халявный свеженький контент. При этом на уловки недобросовестных заказчиков попадаются не только копирайтеры-новички, но и профессионалы. Иногда автор даже в самом конце сотрудничества, после сдачи готовой работы и получения копеечной оплаты не понимает, что его «кинули». Как не стать жертвой обмана?
СОДЕРЖАНИЕ
А заказчика и след простыл
Самая простая схема мошенничества. Клиент заказывает у копирайтера текст с оплатой по факту. Автор создаёт контент, отправляет готовый вариант заказчику. Довольный клиент получает работу и исчезает. Навсегда.
Варианты перестраховки будут следующими:
- Работа по предоплате (полной или частичной). Этот вариант подойдёт для профессионалов, которые могут подтвердить свою компетентность хорошим портфолио и положительными отзывами довольных клиентов
- Поиск заказов на специальных площадках – биржах контента. Такой вариант, наоборот, подходит для новичков. На биржах контента существует система безопасной сделки. Как только копирайтер принимает заказ в работу, деньги на счету заказчика блокируются
- Отправление заказчику части работы. Не полного текста, а какого-то кусочка. Отправление готовой работы происходит только после 100% оплаты. Этот вариант перестраховки подойдёт для всех копирайтеров
Вообще, если вы впервые берёте заказ у нового клиента, договаривайтесь вначале о малых объёмах текста. В дальнейшем увеличивайте объёмы постепенно, потому что иногда заказчики-мошенники оплачивают только первые маленькие тексты, а потом заказывают 50 000 – 100 000 знаков, получают их и благополучно испаряются.
Система тестовых заданий
Запомните раз и навсегда. Любое тестовое задание должно оплачиваться. Причём не тремя копейками. Так, потребовать у заказчика хотя бы 200-300 рублей за текст объёмом 2 500 знаков – это нормально.
Он начинает убеждать вас в том, что сильно рискует? Но, согласитесь, 200 рублей – это не такая уж большая сумма для солидного человека. Копирайтер всегда рискует больше – и деньгами, и личным временем. Поэтому никогда не соглашайтесь на бесплатное тестовое задание. В 80-90% случаев это обман.
В данном случае речь не идёт о тестовых заданиях, которые предлагают выполнить известные и проверенные временем биржи контента. Да, они не платят деньги. Однако, успешно выполнив тестовое задание, вы получаете реальный шанс брать заказы с оплатой в 2-3 раза выше, чем раньше.
Шквал критики
Это самый циничный и подлый способ обмана. Вы стараетесь, мучаетесь, создаёте текст и отправляете его заказчику. Он же в ответ заваливает вас обвинениями, упрёками, придирками. Мол, не контент вы ему выслали, а сочинение первоклассника-двоечника. К сожалению, такой приём работает в отношении начинающих авторов, которые ещё не уверены в своих силах. Вот почему так важно уметь оценивать себя объективно.
В результате заказчик, вдоволь насытившись своим величием, предлагает копирайтеру оплатить только ничтожную часть денег от ранее оговоренной суммы. И бедняга соглашается.
Особо наглые субъекты вообще отказываются платить, а через какое-то время выкладывают труд копирайтера где-нибудь на своих ресурсах или перепродают другому человеку.
И ладно бы проблема заключалась только в потере заработанных денег и драгоценного времени.
Подобное поведение заказчиков разрушает амбиции молодых авторов, вынуждает их разочарованно покидать профессию. Что же делать?
Во-первых, тренировать силу духа. Уметь давать отпор таким наглецам. В конце концов, даже если текст не идеален, вы имеете право доработать его (в разумных рамках) и получить заранее оговоренную оплату. Если уж заказчику не нравится текст, у него есть право поискать другого копирайтера и больше не сотрудничать с вами. Это его риск.
Во-вторых, постоянно практикуйтесь, осваивайте новые области копирайтинга, оттачивайте своё мастерство.
Пишите тексты так, чтобы вы сами испытывали от них восторг. Это как минимум! Тогда, если кто-то и посмеет на вас наехать, вы будете знать, что дело вовсе не в плохом качестве текста, а в недобросовестности критикана. Вот так.
Бесконечные доработки
В отличие от написания статей для магазинов контента выполнение заказов – это всегда обратная связь. То есть как минимум в 50% случаев копирайтеру после сдачи материала требуется что-то доработать или исправить. Однако встречаются заказчики, которые требуют бесконечных переделок, причём намеренно. Их цель – добиться того, чтобы вы по сути написали новый текст. А что в итоге? Две готовые работы по цене одной.
Единственным вариантом перестраховки в таком случае является согласование чёткого технического задания. В случае возникновения претензий вы всегда сможете ссылаться на него.
Но и здесь нет 100% гарантии, ведь вредный заказчик может выдумать новые требования уже после сдачи готовой работы.
Если вы видите, как на вас сыплется огромное количество хотелок, которые не были прописаны в техническом задании, лучше сразу отказывайтесь от дальнейшей работы. Оплату вы всё равно не получите. Тогда лучше уж сохранить хотя бы своё время.
Не расстраивайтесь, если вас всё-таки кто-то смог обмануть. 90% авторов рано или поздно наступают на грабли, подброшенные заказчиком. Но даже печальный опыт делает нас умнее и сильнее. Успехов в работе!