Успешный старт и финансовое прогнозирование

Автор: | 08/04/2016

Прогнозируя успешный старт  стартапа на всех — дело, мягко говоря, неблагодарное. Но все же предприниматели и инвесторы не должны пренебрегать оценкой базовой идеи, лежащей в основе будущего бизнеса.Многие исследователи, просчитывая вероятность успеха созданного предприятия, ориентируются на способность основателей получать финансирование, привлекать нужных специалистов и обеспечивать быстрый и устойчивый рост.

В свою очередь, венчурные инвесторы, пытаясь развеять туман неопределенности и оценить — стоит только зачат проект их внимания (а если так, то как на долго), используют более-менее те же самые замеры.

 

успешный старт

Успешный старт

 

Однако, как утверждают авторы одного из последних исследований, посвященного этой теме, успешный старт  или провал стартапа можно спрогнозировать, оценив базовую идею, лежащую в его основе задолго до того, как основатели получат первый раунд инвестиций или подпишут первый контракт об аренде офисного помещения.

Имеется очень мало данных относительно того, оценка перспектив коммерциализации созданной идеи коррелируется с результатами, которых фирма достигает на первых этапах своего существования или по факту получения им долгосрочного финансирования. Ведь очень трудно получить проекции с «зачаточной» фазе предприятия, которые были бы свободны от ретроспективных оценок и не привязаны к сумм, инвестированных в идею примерно в период ее создания. В конце концов, если инвестору нравится успешный замысел, он вкладывает в него средства.

Оценки

А это означает, что оценки перспектив концепции на этапе ее зарождения практически невозможно отделить от объемов ресурсов, которые впоследствии получает молодая компания. Также желание или нежелание предпринимателей расширять объемы деятельности и привлекать дальнейшее финансирование зависит от первоначальной реакции первых инвесторов. Иначе говоря, мы имеем дело с явлением, которое в социальной психологии принято называть «пророчеством самосбывающееся».

Чтобы обойти эту проблему и сфокусироваться на значимости собственно идеи, авторы изучили уникальную базу данных Venture Mentoring Service (VMS), организации, действующей при Массачусетском технологическом институте. В рамках исследования были собраны данные относительно характеристик, экспертных оценок и реально достигнутых результатов 652-х начинаний, которые воспользовались поддержки VMS в период с 2005-го по 2012-й год.

Если предприниматель обращается к VMS, персонал этой структуры готовит информацию относительно его проекта, которая затем представляется группе, состоящей из более чем 100 аналитиков, управленцев-практиков и инвесторов, которые имеют богатый опыт консультирования вновь созданных предприятий. Эти сведения подаются в стандартной четко структурированной форме и включают в себя описание бизнес-модели, технологических требований, потенциальной клиентской базы и преград для реализации проекта. При этом такой документ содержит минимум данных относительно учредителей.

Советники

Советники VMS должны принять решение о сотрудничестве с определенным предприятием исключительно на основе вышеуказанной информации, не встречаясь с предпринимателями. В среднем заинтересованность советников (или менторов) вызывают менее 5% предложений. Если же большое количество менторов хочет выступить в роли консультантов для конкретного проекта, это с высокой долей вероятности может указывать на восприятие первоначальной версии идеи как достойной внимания.

VMS концентрируется на серьезных замыслах, а не на утопических фантазиях

В проанализированной авторами избиратели успешно стартовало 46,5% предприятий; из которых 18,6% — получили финансирование профессиональных инвесторов, а 22,4% — смогли выйти на стадию коммерциализации или начали генерировать поступления от продажи своих продуктов.

Концепции, которые вызвали высокий уровень заинтересованности менторов, с большей вероятностью достигали фазы коммерциализации. Как показали расчеты авторов, даже небольшое увеличение количества советников, которые выявили благосклонное отношение к проекту, на 17% повышало его шансы на коммерциализацию.

Решения

Стоит отметить, что на решение менторов также существенно влияла отрасль, которую представлял предприниматель. Охотнее всего они оказывали поддержку стартапам из секторов, развитие которых зависит от R&D-деятельности, в частности, — это энергетика, производство компьютерного «железа» и сфера научных исследований. Кроме этого, советники высказывали большую заинтересованность в предпринимательских начинаниях, которые основывались на данных академических исследований или владении интеллектуальной собственностью. В этих случаях высокий уровень одобрительного отношения менторов к инициативе также корелировался с последующим привлечением финансирования.

Исследователи обращают внимание на то, что на начальном этапе существования стартапа его оригинальная бизнес-идея может претерпевать существенных трансформаций. Именно поэтому инвесторы не спешат оценивать предложение и предпочитают выжидать до тех пор, пока не получают хотя бы какие-то подтверждения шансов проекта на успех. Зато эксперты VMS проводили оценивание замысла раньше, чем это делают профессиональные инвесторы и имея гораздо меньше данных. При этом они значительно чаще выбирали проекты, которые со временем достигали фазы выхода на рынок (а не те, что в итоге проваливались).

Посредники

Выводы исследования особенно актуальны в время, когда только что созданные фирмы все чаще обращаются к альтернативным источникам финансирования: к «семенных» фондов, так называемых акселераторов и даже пользуются фандрайзинговых платформ.

Эти финансовые посредники вкладывают в проект относительно небольшие суммы, но, в отличие от профессиональных инвесторов, позволяют предпринимателям модифицировать свою идею на начальном этапе.

В любом случае использование экспертных советов из разных источников дает предпринимателям возможность усовершенствовать свой бизнес-план и, соответственно, сделать предложение более интересной для потенциальных инвесторов.

Добавить комментарий